Законодательство
Чеченская республика

Чеченская республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Закон Чеченской Республики от 29.12.2012 № 44-РЗ
"О деятельности по профилактике наркомании и токсикомании в Чеченской Республике"
(принят Парламентом ЧР 20.12.2012)

Официальная публикация в СМИ:
"Вести Республики", № 5, 11.01.2013



29 декабря 2012 года № 44-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Принят
Парламентом Чеченской Республики
20 декабря 2012 года

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) профилактика наркомании и токсикомании - система мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании и токсикомании;
2) токсикомания - заболевание, обусловленное зависимостью от токсического вещества (веществ);
3) девиантное поведение - совершение поступков, противоречащих нормам социального поведения;
4) социальная дезадаптация - нарушение нормальных взаимоотношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними;
5) социальная реабилитация - комплексное использование социальных, образовательных, трудовых и других мероприятий с целью восстановления нарушенных или утраченных способностей больного наркоманией или токсикоманией к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
2. Понятия "наркомания", "наркотические средства", "психотропные вещества", "прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ", "больной наркоманией", "незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ" и иные понятия применяются в том значении, что и в Федеральном законе от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Статья 2. Цель и задача настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является создание системы мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании и токсикомании, сокращение числа лиц, больных наркоманией, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2. Задачей настоящего Закона является определение основных направлений профилактики наркомании и токсикомании, лечения больных наркоманией, медико-социальной и социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании.

Статья 3. Основные принципы профилактики наркомании и токсикомании

Осуществление мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании на территории Чеченской Республики основывается на принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав и законных интересов граждан;
3) приоритетности мер по выявлению на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества;
4) индивидуального подхода к предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, оказанию медицинской и реабилитационной помощи лицам, больным наркоманией;
5) комплексного целевого воздействия, осуществления профилактики на личностном, семейном и социальном уровнях;
6) признания особой значимости профилактики наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, применения особого подхода при осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение наркомании и токсикомании, оказание медицинской и реабилитационной помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства и психотропные вещества;
7) гласности в деятельности субъектов профилактики в пределах полномочий в соответствии с законодательством;
8) государственной поддержки деятельности организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании либо оказывающих финансовую помощь в осуществлении таких мероприятий, независимо от их организационно-правовой формы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 4. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере образования и образовательных учреждений по профилактике наркомании и токсикомании

1. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере образования являются:
1) разработка и внедрение в практику образовательных учреждений программ и методик по профилактике наркомании и токсикомании, а также формированию навыков здорового образа жизни среди детей и молодежи;
2) организация повышения квалификации специалистов по профилактике наркомании и токсикомании в учебных заведениях;
3) организация проведения и осуществление контроля за ходом профилактических медицинских осмотров учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений, в том числе и на предмет выявления лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ;
4) осуществление мер по развитию сети образовательных учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии или поведении в целях предупреждения социальной дезадаптации и девиантного поведения;
5) взаимодействие с руководителями учебных заведений Чеченской Республики по вопросам профилактики наркомании и токсикомании и подготовки специалистов в сфере профилактики для учреждений образования;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Основными направлениями деятельности образовательных учреждений являются:
1) реализация программ и методик по профилактике наркомании и токсикомании;
2) организация проведения добровольных профилактических медицинских осмотров учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений на предмет выявления лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ;
3) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;
4) оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении или поведении, а также их родителям и иным законным представителям в целях предупреждения социальной дезадаптации и девиантного поведения;
5) обеспечение недопущения фактов незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ и их распространение в помещениях
образовательных учреждений и на непосредственно прилегающих территориях в пределах своей компетенции;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 5. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере осуществления молодежной политики, физической культуры, спорта, туризма по профилактике наркомании и токсикомании

1. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере осуществления молодежной политики, физической культуры, спорта, туризма являются:
1) разработка и реализация профилактических антинаркотических программ, ориентированных на детей и молодежь;
2) развитие сети специализированных учреждений по организации оздоровления, отдыха, занятости, досуга, включая занятия физкультурой и спортом, оказанию юридической, психологической и иной помощи детям и молодежи, содействию в социальной реабилитации молодежи;
3) поддержка волонтерского движения, направленного на профилактику наркомании и токсикомании;
4) организационно-методическое обеспечение молодежных и детских общественных объединений и организаций, деятельность которых направлена на предупреждение незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ среди молодежи, организацию досуга, занятости, отдыха и оздоровления молодежи;
5) организация подготовки и переподготовки специалистов в области профилактики наркомании и токсикомании среди молодежи;
6) организация взаимодействия с общественными объединениями и организациями и религиозными конфессиями в рамках своей компетенции;
7) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Основными направлениями деятельности учреждений в сфере осуществления молодежной политики, физической культуры, спорта, туризма являются:
1) участие в разработке и реализации профилактических антинаркотических программ;
2) оказание психологической, юридической и иной помощи детям и молодежи;
3) оказание содействия в приобретении трудовых навыков и трудоустройстве молодежи;
4) осуществление мероприятий по физическому воспитанию и развитию творческих способностей детей и молодежи;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 6. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере здравоохранения по профилактике наркомании и токсикомании

Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере здравоохранения являются:
1) участие в подготовке и реализации программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) взаимодействие с уполномоченными государственными органами в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления фактов нарушений установленных правил хранения, приобретения, учета, отпуска, реализации, использования прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях;
3) организация работы по выявлению и постановке на учет лиц, больных наркоманией;
4) оказание помощи в подготовке кадров по профилактике наркомании и токсикомании;
5) ведение базы данных по учету лиц, больных наркоманией, в пределах полномочий в соответствии с законодательством;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Основными направлениями деятельности учреждений здравоохранения являются:
1) оказание консультативной помощи родителям и иным законным представителям несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение;
2) ведение базы данных по учету лиц, больных наркоманией;
3) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 7. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере труда, занятости и социального развития населения по профилактике наркомании и токсикомании

1. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере труда, занятости и социального развития населения являются:
1) участие в разработке и реализации программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) организация выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
3) осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по профилактике наркомании и токсикомании в рамках своей компетенции;
4) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Основными направлениями деятельности учреждений труда, занятости и социального развития населения являются:
1) выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
2) предоставление социальных услуг гражданам и детям, находящимся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством;
3) реализация профилактических и реабилитационных программ, направленных на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, восстановление семейных отношений;
4) оказание содействия в выборе рода деятельности и профессии, трудоустройстве, профессиональной подготовке лицам, прошедшим курс лечения от наркомании и токсикомании;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 8. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере культуры по профилактике наркомании и токсикомании

1. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере культуры являются:
1) участие в разработке и реализации программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) участие в организации и проведении антинаркотических мероприятий и акций (включая проведение массовых мероприятий, выставок, создание кинофильмов, направленных на профилактику наркомании и токсикомании);
3) развитие сотрудничества и взаимодействие с иными органами, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере профилактики наркомании и токсикомании, а также формирование здорового образа жизни;
4) обеспечение недопущения фактов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и их распространения в помещениях организаций (учреждений) культуры и на непосредственно прилегающих территориях в пределах своей компетенции;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Органы исполнительной власти Чеченской Республики и учреждения в сфере культуры в целях профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам в удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям отечественной и мировой культур, в обеспечении досуга путем осуществления информационно-просветительской и культурно-досуговой деятельности, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 9. Полномочия Главы Чеченской Республики

Глава Чеченской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики с иными органами государственной власти Чеченской Республики и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Чеченской Республики с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере профилактики наркомании и токсикомании.
Глава Чеченской Республики:
1) принимает в пределах своей компетенции решения по профилактике наркомании и токсикомании;
2) руководит антинаркотической комиссией Чеченской Республики, образуемой в соответствии с федеральным законодательством;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 10. Полномочия Парламента Чеченской Республики

К полномочиям Парламента Чеченской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) контроль за исполнением республиканского законодательства в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
3) утверждение объема финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;
4) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 11. Полномочия Правительства Чеченской Республики

В целях реализации политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании, организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Правительство Чеченской Республики:
1) утверждает республиканские программы и обеспечивает их реализацию;
2) контролирует целевое использование бюджетных средств, выделяемых на осуществление мероприятий, направленных на профилактику наркомании и токсикомании;
3) принимает нормативные правовые акты, направленные на профилактику наркомании и токсикомании;
4) оказывает содействие органам местного самоуправления Чеченской Республики в осуществлении мероприятий, направленных на профилактику наркомании и токсикомании.
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 12. Антинаркотическая комиссия Чеченской Республики

На территории Чеченской Республики на основании Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" образуется антинаркотическая комиссия для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Статья 13. Антинаркотические программы

1. В целях обеспечения комплексного профилактического воздействия на население, повышения эффективности лечебной, реабилитационной и правоохранительной деятельности, в Чеченской Республике разрабатываются и реализуются республиканские и ведомственные антинаркотические программы.
Республиканская антинаркотическая программа утверждается Правительством Чеченской Республики и финансируется из средств бюджета Чеченской Республики и иных не запрещенных законом источников.
Министерства и ведомства Чеченской Республики могут разрабатывать ведомственные антинаркотические программы и планы, направленные на реализацию республиканских антинаркотических программ, финансируемых за счет средств, выделяемых на осуществление основной деятельности.

Статья 14. Деятельность органов местного самоуправления Чеченской Республики в сфере профилактики и наркомании

Органы местного самоуправления Чеченской Республики участвуют в профилактике наркомании и токсикомании в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством.

Статья 15. Иные участники профилактики наркомании и токсикомании

1. Общественные объединения и организации, зарегистрированные в Чеченской Республике, средства массовой информации, коммерческие и религиозные
организации участвуют в профилактических мероприятиях, проводимых государственными органами исключительно на добровольной основе.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи организации имеют право разрабатывать и реализовывать собственные комплексы профилактических мероприятий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 16. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, среди работников организаций

1. В ходе проведения обязательного предварительного и (или) периодического медицинского осмотра работников в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляется их добровольное медицинское освидетельствование на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также проверка по специализированным учетам в наркологических учреждениях системы органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере здравоохранения.
2. Освидетельствование работников государственных учреждений осуществляется за счет средств республиканского бюджета, работников государственных унитарных предприятий и организаций иной формы собственности за счет средств этих организаций.

Статья 17. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, в ходе медицинского осмотра учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений

1. В ходе медицинского осмотра учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений в соответствии с федеральным законодательством осуществляется их добровольное медицинское освидетельствование на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также проверка по специализированным учетам в наркологических учреждениях системы органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере здравоохранения.
2. Освидетельствование лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Чеченской Республики.

Статья 18. Оказание наркологической помощи

1. Наркологическая помощь лицам, больным наркоманией, оказывается учреждениями здравоохранения, получившими лицензию на указанный вид деятельности, в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Наркологическая помощь включает в себя консультативно-диагностическую, лечебную и реабилитационную помощь лицам, больным наркоманией, в амбулаторных и стационарных условиях.
3. Лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения с применением средств и методов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
4. Орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере здравоохранения осуществляет контроль за деятельностью наркологических учреждений.

Статья 19. Медико-социальная реабилитация лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ

1. Медико-социальная реабилитация лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, осуществляется в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, независимо от их организационно-правовой формы.
2. Для осуществления медико-социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, создаются наркологические реабилитационные центры, целью которых является закрепление положительных результатов лечения.
3. Основными задачами наркологических реабилитационных центров являются:
1) медико-психологическая поддержка лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании;
2) формирование навыков здорового образа жизни;
3) привлечение в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, членов семей лиц, больных наркоманией, к участию в реабилитационных мероприятиях в целях профилактики рецидивов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
4. В целях профилактики наркомании и токсикомании наркологические реабилитационные центры также осуществляют:
1) анализ эффективности оказываемой помощи во время пребывания больных наркоманией в наркологических реабилитационных центрах;
2) поддержание связи с лицами, прошедшими реабилитацию, для профилактики рецидивов и привлечения их к работе в реабилитационных программах;
3) участие в создании реабилитационных групп вне структуры наркологических реабилитационных центров;
4) взаимодействие с организациями и учреждениями по оказанию комплексной социальной поддержки лицам, прошедшим курс реабилитации, по вопросам трудоустройства, обеспечения жилыми помещениями, восстановления дееспособности, получения пособий;
5) информирование общественности о работе наркологических реабилитационных центров в целях привлечения заинтересованных юридических и физических лиц к реализации реабилитационных программ, распространения информации о причинах и условиях, способствующих незаконному потреблению психоактивных веществ, и возможностях их устранения.
5. Прием в наркологические реабилитационные центры осуществляется на добровольной основе по направлению наркологических лечебных учреждений.

Статья 20. Социальная реабилитация лиц, прошедших курс лечения и медико-социальной реабилитации от наркомании и токсикомании

1. Орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере труда, занятости и социального развития осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения и медико-социальной реабилитации от наркомании и токсикомании.
2. Общественные объединения и организации, юридические и физические лица участвуют в социальной реабилитации путем содействия в трудоустройстве, оказания психологической и иной помощи, другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе и на платной основе. Орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере труда, занятости и социального развития разрабатывает и участвует в реализации комплекса мер по стимулированию их деятельности по социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения и медико- социальной реабилитации.

Статья 21. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу:
Закон Чеченской Республики от 4 декабря 2006 года № 41-РЗ "О профилактике наркомании и токсикомании в Чеченской Республике" (газета "Вести республики", 2006, 16 декабря);
Закон Чеченской Республики от 14 июля 2008 года № 36-РЗ "О внесении изменений в Закон Чеченской Республики от 4 декабря 2006 года № 41-РЗ "О профилактике наркомании и токсикомании в Чеченской Республике" (газета "Вести республики", 2008, 29 июля);
пункт 10 статьи 1 Закона Чеченской Республики от 14 февраля 2011 года № 1-РЗ "О внесении изменений в некоторые законы Чеченской Республики" (газета "Вести республики", 2011, 18 марта);
статью 4 Закона Чеченской Республики от 25 июля 2011 года № 22-РЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чеченской Республики" (газета "Вести республики", 2011, 9 августа).

Глава
Чеченской Республики
Р.КАДЫРОВ
г. Грозный
29 декабря 2012 года
№ 44-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru