Законодательство
Чеченская республика

Чеченская республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Чеченской Республики от 25.11.2008 № 214
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 4 ИЮНЯ 2004 ГОДА № 43 "О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (пункт 2 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2008 г. № 214

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 4 ИЮНЯ 2004 ГОДА № 43
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"

В связи с признанием утратившим силу Федерального закона от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", изменениями в наименованиях федеральных органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции в области охраны труда, и органов исполнительной власти Чеченской Республики Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Чеченской Республики от 04 июня 2004 года № 43 "О республиканской системе управления охраной труда в Чеченской Республике" следующие изменения:
1.1. преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чеченской Республики, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 года № 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" и в целях координации совместных действий республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и работодателей, а также разграничения полномочий представительных и контрольных органов всех уровней по вопросам обеспечения деятельности республиканской системы управления охраной труда в Чеченской Республике";
1.2. Положение о республиканской системе управления охраной труда, утвержденное Постановлением Правительства Чеченской Республики от 04 июня 2004 года № 43 "О республиканской системе управления охраной труда в Чеченской Республике", изложить в новой редакции согласно приложению;
1.3. пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Л.А.Магомадова".
2. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Чеченской Республики
О.Х.БАЙСУЛТАНОВ





Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 25 ноября 2008 г. № 214

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Положение о республиканской системе управления охраной труда в Чеченской Республике разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чеченской Республики, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 года № 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" и определяет задачи, функции, структуру и взаимодействие органов, осуществляющих управление охраной труда и контроль за соблюдением требований охраны труда на предприятиях и в организациях, расположенных на территории Чеченской Республики.

1. Общие положения

1.1. Республиканская система управления охраной труда Чеченской Республики представляет собой совокупность организационных форм и методов, согласованных, либо совместных действий органов законодательной и исполнительной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов и иных представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.2. Объектами государственного управления и регулирования по вопросам охраны труда на территории Чеченской Республики, в рамках республиканской системы управления охраной труда в Чеченской Республике являются все предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующие наемный труд (далее - организации).
1.3. Объектом управления охраной труда в организации является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, служебных помещениях и в организации в целом.

2. Принципы формирования республиканской системы
управления охраной труда

Основополагающими принципами формирования республиканской системы управления охраной труда являются:
приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда;
гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;
профилактическая направленность деятельности всей системы управления охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
научная обоснованность требований по охране труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах Системы стандартов безопасности труда, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: государственных органов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей наемных работников;
перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления;
неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателями и их ответственность за допущенные нарушения требований законодательства об охране труда.

3. Функции органов республиканской системы управления
охраной труда

Республиканская система управления охраной труда направлена на обеспечение социальной защиты работников в процессе их трудовой деятельности путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых на республиканском уровне, отраслевом уровне, уровне местного самоуправления, уровне предприятия (организации).
3.1. Организация структуры управления.
Организационно-республиканская система управления охраной труда является четырехуровневой.
Первый уровень: республиканский. Правительство Чеченской Республики осуществляет непосредственно и по его поручению республиканский орган исполнительной власти по труду - Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, республиканское управление охраной труда на территории республики.
Второй уровень: отраслевой. Управление охраной труда в отрасли или определенной сфере деятельности осуществляют республиканские органы исполнительной власти.
Третий уровень: уровень местного самоуправления. Органы исполнительной власти местного самоуправления осуществляют управление охраной труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.
Четвертый уровень: уровень организации. Управление охраной труда в организации осуществляется работодателем совместно с профсоюзной организацией или иным уполномоченным работниками организации представительным органом.
3.2. Планирование и прогнозирование развития охраны труда и координация деятельности субъектов социально-трудовых отношений.
3.2.1. Республиканский уровень.
Разрабатываются республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда.
Оказывается организационно-методическая помощь организациям, структурам местного самоуправления в планировании работ по охране труда.
3.2.2. Отраслевой уровень.
Разрабатываются отраслевые целевые программы улучшения условий и охраны труда, оказывается организационно-методическая помощь организациям отрасли в планировании работ по охране труда.
Участие в разработке и реализации республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда.
3.2.3. Уровень местного самоуправления.
Разрабатываются территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда.
Оказывается организационно-методическая помощь организациям в планировании работ по охране труда.
3.2.4. Уровень организации.
Разрабатываются мероприятия по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников и локальные нормативные правовые акты по охране и улучшению условий труда работников организации.
3.3. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
3.3.1. Республиканский уровень.
Осуществляется контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях.
Организуется государственная экспертиза условий труда работников, сертификация работ по охране труда в организациях, контролируется качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Организуется проведение экспертизы условий труда по проектам строительства и реконструкции производственных объектов в части соответствия запроектированных в них условий труда требованиям охраны труда.
3.3.2. Отраслевой уровень.
Осуществляется ведомственный контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях отрасли.
3.3.3. Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях муниципального образования.
3.3.4. Уровень организации.
Осуществляется контроль соблюдения работниками предприятий законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.
3.4. Оценка состояния условий и охраны труда и регулирование деятельности в этой сфере.
3.4.1. Республиканский уровень.
Изучаются условия труда, состояние производственного травматизма, производственно-обусловленной профессиональной заболеваемости, сведения об экономических потерях по нетрудоспособности и затратах на проведение оздоровительных мероприятий, принятых соглашениями по охране труда коллективных договоров, выполнении обязательных для исполнения предписаний органов, осуществляющих государственный надзор и контроль, а также ведомственный и общественный контроль в области охраны труда.
По материалам проведенного анализа ежегодно направляются доклады в Правительство Чеченской Республики и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о состоянии и мерах, принимаемых по улучшению условий и охраны труда на территории Чеченской Республики, предложения по совершенствованию законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда на республиканском уровне, разрабатываются республиканские программы улучшения условий и охраны труда.
3.4.2. Отраслевой уровень.
В организациях отрасли изучаются условия труда, состояние производственного травматизма, производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости, сведения об экономических потерях по нетрудоспособности и затратах на проведение оздоровительных мероприятий, на выполнение принятых обязательств соглашений по охране труда коллективных договоров, по выполнению предписаний органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции в области охраны труда, ведомственного и общественного контроля по охране труда.
По материалам анализа ежегодно направляются в республиканский орган исполнительной власти по труду доклады о состоянии и мерах, принятых по улучшению условий и охраны труда, предложения по совершенствованию республиканского законодательства об охране труда, по формированию государственной политики в области охраны труда, разрабатываются отраслевые программы улучшения условий и охраны труда.
3.4.3. Уровень местного самоуправления.
Осуществляется мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях муниципального образования, проводится анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатываются территориальные программы улучшения условий и охраны труда.
3.4.4. Уровень организации.
Осуществляется анализ состояния условий и охраны труда на предприятии, контроль за выполнением принятых обязательств соглашения по охране труда коллективного договора и обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции в области охраны труда.
3.5. Экономическое стимулирование в решении задач улучшения условий и охраны труда.
3.5.1. Республиканский уровень.
Проведение в пределах полномочий политики экономической заинтересованности юридических и физических лиц, направленной на обеспечение безопасных условий труда на территории Чеченской Республики.
Разработка мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда.
3.5.2. Отраслевой уровень.
Разработка экономического механизма стимулирования организаций отрасли, улучшающих условия и охрану труда, и мер воздействия к организациям, нарушающим требования законодательства об охране труда, не выполняющим принятые обязательства по охране и улучшению условий труда коллективных договоров и соглашений.
3.5.3. Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления содействуют реализации экономических стимулов поощрения организаций, расположенных на территории муниципального образования, принявших меры к улучшению существующих условий труда.
3.5.4. Уровень организации.
Участие в составлении раздела охраны труда и соглашения по охране труда коллективного договора, предусматривающих предоставление работникам льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях и экономическое стимулирование работников предприятия, выполняющих обязательства по соблюдению безопасных условий труда.

4. Основные задачи органов республиканской системы
управления охраной труда

4.1. Повышение уровня организаторской работы в области улучшения условий и охраны труда, установление плановости и системности в ее реализации применительно к конкретным условиям объекта управления.
4.2. Обеспечение согласованных действий территориальных органов, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной безопасности и гигиены труда, органов законодательной и исполнительной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления, объединений работодателей, предпринимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов Чеченской Республики. Привлечение компетентных организаций, ученых и специалистов к реализации государственной политики в области охраны труда на территории Чеченской Республики, решению вопросов безопасности труда на всех стадиях производственной деятельности организаций.
4.3. Разработка и реализация требований законодательства об охране труда, направленных на формирование благоприятных условий труда и определяющих права, обязанности субъектов, участвующих в управлении охраной труда.
4.3.1. Республиканский уровень.
Разрабатываются и принимаются республиканские законодательные акты по охране труда, конкретизирующие и дополняющие федеральное законодательство в области охраны труда; разрабатываются и утверждаются нормативные требования по охране труда специфичные для Чеченской Республики.
4.3.2. Отраслевой уровень.
Вносятся предложения по разработке законодательных актов по охране труда, отражающих отраслевые особенности.
4.3.3. Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления выступают с инициативой по разработке и утверждению требований по охране труда, специфичных для данного муниципального образования.
4.3.4. Уровень организации.
Осуществляется соблюдение требований законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда на предприятии.
4.4. Разработка и обоснование методов социальной защиты работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.
4.4.1. Республиканский уровень.
Разрабатываются и утверждаются дополнительные, сверх установленных на федеральном уровне, компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, за счет республиканского бюджета.
4.4.2. Отраслевой уровень.
Определяется круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска.
4.4.3. Уровень местного самоуправления.
Разрабатываются и утверждаются в необходимых случаях дополнительные, сверх установленных на федеральном уровне, компенсации работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, за счет местного бюджета.
4.4.4. Уровень организации.
Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работников, занятых на работах в условиях повышенного профессионального риска и работах с вредными и опасными условиями труда.
4.5. Организация и координация научных исследований в области условий и охраны труда.
4.5.1. Республиканский уровень.
Разрабатывается с учетом региональных условий механизм реализации научных разработок в области условий и охраны труда; организуется проведение республиканских научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров с освещением проблем в области условий и охраны труда.
4.5.2. Отраслевой уровень.
Организуется проведение отраслевых конференций, семинаров и совещаний с освещением проблем и вопросов улучшения условий и охраны труда.
4.5.3. Уровень организации.
Участие в проводимых республиканских и отраслевых научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам улучшения условий и охраны труда.
4.6. Обеспечение информации о состоянии условий и охраны труда.
4.6.1. Республиканский уровень.
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в республике.
4.6.2. Отраслевой уровень.
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в отрасли.
4.6.3. Уровень местного самоуправления.
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в организациях муниципального образования.
4.6.4. Уровень организации.
Готовится и публикуется информация по вопросам охраны труда на предприятии.
4.7. Кадровое обеспечение служб охраны труда.
4.7.1. Республиканский уровень.
Проводятся мероприятия по реализации нормативных положений о формировании служб охраны труда в органах исполнительной власти Чеченской Республики, их структурах, отраслевых ведомствах, органах местного самоуправления и отдельных организациях.
Организуется переподготовка, обучение и повышение квалификации специалистов служб охраны труда (курсы, семинары) в организациях республики.
4.7.2. Отраслевой уровень.
Разрабатываются нормативы численности и квалификационные требования, предъявляемые к специалистам по охране труда соответствующих служб организаций, с учетом специфики отрасли.
Проводятся мероприятия по переподготовке и повышению квалификации специалистов по охране труда данной отрасли.
4.7.3. Уровень местного самоуправления.
Оказывается содействие проведению мероприятий по реализации нормативных положений о формировании служб охраны труда в организациях территориальной подчиненности.
4.7.4. Уровень предприятия.
Создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда на предприятии в соответствии с нормативами, установленными законодательством Российской Федерации об охране труда.
4.8. Обучение работников, пропаганда знаний и передового опыта в области охраны труда.
4.8.1. Республиканский уровень.
Оказывается организационно-методическая помощь работодателям в проведении различных видов инструктажа по охране труда работников, в обучении и проверке знаний по охране труда специалистов и работников организации.
Организуется и координируется деятельность по обучению руководителей, специалистов служб охраны труда и проверке знаний законодательства об охране труда лиц, отвечающих за обеспечение безопасности труда.
4.8.2. Отраслевой уровень.
На основе правил и требований по проведению различного вида инструктажа и обучения работников и специалистов разрабатываются локальные, отраслевые, нормативные правовые акты по охране труда (инструкции, правила, положения о проведении инструктажа и обучению по охране труда).
Осуществляются мероприятия по пропаганде знаний в области охраны труда путем внедрения наглядной агитации, создания в организациях кабинетов и уголков по охране труда, учебно-тренировочных полигонов и пр.
4.8.3. Уровень местного самоуправления.
Оказывается организационно-методическая помощь работодателям в проведении различных видов инструктажа и обучении руководителей, специалистов и работников требованиям законодательства об охране труда.
4.8.4. Уровень организации.
Проведение инструктажа (вводного при приеме на работу, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников.
4.9. Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в области охраны труда.
4.9.1. Республиканский уровень.
Участие в разработке и заключении трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в Чеченской Республике, а также в работе республиканской межведомственной комиссий по охране труда при Правительстве Чеченской Республики.
Оказание методической помощи предпринимателям и полномочным представителям наемных работников в формировании раздела "Охрана труда" коллективных договоров, в разработке уставов и других учредительных документов.
4.9.2. Отраслевой уровень.
Участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, в работе отраслевых комиссий по охране труда, оказание методической помощи организациям и предприятиям отрасли при формировании раздела "Охрана труда" коллективных договоров и других учредительных документов.
4.9.3. Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления оказывают методическую помощь предпринимателям и полномочным представителям наемных работников в формировании раздела "Охрана труда" коллективного договора, при разработке уставов и других учредительных документов.
4.9.4. Уровень организации.
Участие в составлении раздела охраны труда и соглашения по охране труда коллективного договора.
4.10. Финансирование охраны труда.
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках отраслевых и региональных программ из средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательствами Российской Федерации и Чеченской Республики.
На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства, полученные от:
штрафов, взыскиваемых государственной инспекцией труда в Чеченской Республике за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий, федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

5. Органы республиканской системы управления охраной труда

5.1. Республиканский уровень.
Управление охраной труда на республиканском уровне, по поручению Правительства Чеченской Республики, осуществляет республиканский орган исполнительной власти по труду - министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики.
Для организации работы по реализации государственной политики в области охраны труда в структуре министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики функционирует отдел охраны и экспертизы условий труда.
5.1.1. Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики:
реализует государственную политику в области охраны труда на территории республики;
обеспечивает координацию совместных действий федеральных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области охраны труда, объединений профессиональных союзов и работодателей;
разрабатывает в пределах своих полномочий проекты законов и других нормативных правовых актов по охране труда в республике;
организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда и представляет их на утверждение в Правительство Чеченской Республики; организует работу республиканской межведомственной комиссии по охране труда;
утверждает республиканские межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;
совместно с заинтересованными организациями разрабатывает меры по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организует и проводит обучение, а также проверку знаний руководителей организаций, специалистов и членов комитетов (комиссий) по охране труда, также уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профессиональных союзов;
оказывает информационную помощь организациям в размещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты;
осуществляет экспертизу условий труда при проектировании строительных и реконструируемых производственных объектов, организует работу по аттестации рабочих мест по условиям труда и проведению сертификации работ по охране труда, участвует в их проведении;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
контролирует отражение требований охраны труда в учредительных документах юридических лиц при их регистрации и лицензировании видов деятельности;
осуществляет контроль за представлением льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, соблюдением законодательств о труде женщин и несовершеннолетних;
участвует в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций, в том числе и в судах, по вопросам условий труда, предоставлению льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях;
проводит оценку соответствия условиям безопасности труда отдельных видов лицензируемой деятельности;
проводит уведомительную регистрацию заключенных коллективных договоров и отраслевых соглашений;
принимает участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и разрабатывает предложения по их предупреждению;
организует проведение семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
готовит ежегодные доклады о состоянии и принятых мерах по улучшению условий и охраны труда по отраслям экономики для представления в Правительство Чеченской Республики;
готовит заключения к рассмотрению в суде вопросов о прекращении деятельности (ликвидации) организаций или их подразделений в связи с нарушениями требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
информирует общественность через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда;
передает, в случае необходимости, отдельные полномочия в области охраны труда органам местного самоуправления.
5.1.2. Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики:
осуществляет организационно-методическое руководство и координирует работу по планированию и реализации мероприятий территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и включает их в установленном порядке в перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет республиканского бюджета.
5.1.3. Министерство финансов Чеченской Республики:
участвует в установленном порядке в разработке проектов республиканских законов и иных правовых актов по вопросам улучшения условий и охраны труда, планов и мероприятий, направленных на предотвращение возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требующих ассигнования бюджетных средств;
участвует в подготовке территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и осуществляет контроль за их выполнением, обеспечивает, в установленном порядке, их функционирование за счет республиканского бюджета.
5.1.4. Министерство здравоохранения Чеченской Республики:
организует изучение профессиональной патологии, причин ее возникновения, методов диагностики, лечения и профилактики.
5.1.5. Министерство образования и науки Чеченской Республики:
обеспечивает обучение основам охраны труда и производственной санитарии учащихся общеобразовательных школ, лицеев и колледжей, а также лиц, получающих начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование;
осуществляет подготовку специалистов по охране труда в общеобразовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
осуществляет методическое руководство по вопросам расследования несчастных случаев с учащимися в процессе обучения.
5.1.6. Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики:
участвует в организации и координирует ведение научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда в рамках приоритетных направлений развития науки и техники и прогрессивных технологий республиканского уровня;
участвует в разработке и контролирует выполнение мероприятий, утверждаемых республиканскими целевыми программами улучшения условий и охраны труда.
5.1.7. Министерство строительства Чеченской Республики, министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, государственный комитет по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики:
обеспечивают разработку и ввод в действие норм и правил, государственных стандартов и инструкций по обеспечению безопасности труда в области строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, жилищно-коммунального хозяйства.
5.1.8. Государственная инспекция Гостехнадзора Чеченской Республики:
осуществляет надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе их использования организациями, предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и имущества;
в агропромышленном комплексе - за техническим состоянием этой техники и других машин и оборудования, соблюдением правил их технической эксплуатации, регламентируемых государственными стандартами, сертификатами и другой нормативно-технической документацией.
5.1.9. Республиканская межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Чеченской Республики:
разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда на территории Чеченской Республики;
обеспечивает взаимодействие органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции в области охраны труда на территории Чеченской Республики, министерств, комитетов, ведомств, городских и районных администраций, объединений профсоюзов и предпринимателей Чеченской Республики;
координирует деятельность министерств, комитетов и ведомств Чеченской Республики, осуществляющих разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда для предприятий всех организационно-правовых форм собственности;
принимает участие при разработке региональных целевых программ по охране труда и определении ее приоритетных направлений;
рассматривает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;
рассматривает методические и организационные вопросы по охране труда, предложения по охране труда от федеральных органов государственной власти, органов власти Чеченской Республики, объединений профсоюзов и предпринимателей;
рассматривает отчеты руководителей министерств, комитетов и ведомств, администраций местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций о состоянии условий и охраны труда и принимает по ним соответствующие решения;
рассматривает и ведет тематический обзор ежегодных докладов в области охраны труда;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда.
5.1.10. Объединение организаций профсоюзов Чеченской Республики (профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда Совета профсоюзов Чеченской Республики):
осуществляют контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводят независимую экспертизу условий труда и условий обеспечения безопасности работников;
принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
принимают информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
защищают права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
предъявляют работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направляют работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
осуществляют проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимают участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимают участие в рассмотрении трудовых споров, возникших в связи с нарушением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с неисполнением принятых обязательств соглашений по охране труда коллективных договоров, а также с изменениями условий труда;
принимают участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов Чеченской Республики, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Чеченской Республики, содержащих нормы трудового права;
при исполнении своих полномочий взаимодействуют с федеральными органами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также с исполнительным органом, осуществляющим управление охраной труда на территории Чеченской Республики;
в установленном порядке беспрепятственно посещают для проведения проверок работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение;
имеют право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
5.1.11. Территориальные отделы федеральных органов исполнительной власти по Чеченской Республике -
государственная инспекция труда в Чеченской Республике,
управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чеченской Республике (УТЭН по ЧР),
управление государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел по Чеченской Республике,
прокуратура Чеченской Республики,
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чеченской Республике (управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике),
региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике,
Главное управление МЧС России по Чеченской Республике,
территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Чеченской Республике -
совместно с органами исполнительной власти Чеченской Республики, в пределах своей компетенции, осуществляют сбор объективной информации о состоянии условий и охраны труда, случаях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, расследуют и устанавливают причины их возникновения;
осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об охране труда, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечении безопасности дорожного движения, а также пожарной безопасности и защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5.2. Отраслевой уровень.
Отраслевые министерства, комитеты и ведомства Чеченской Республики:
создают службы охраны труда для координации деятельности в области охраны труда в отрасли или в определенной сфере деятельности (структуру, численность работников и функции службы охраны труда определяет руководитель с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации);
осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда и организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сфере деятельности;
разрабатывают и утверждают, в установленном порядке, отраслевые нормативные правовые акты по охране труда;
проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев и профессиональной заболеваемости в отрасли или определенной сфере деятельности, разрабатывают и осуществляют меры по их предупреждению;
организуют, совместно с министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда на производственных объектах отрасли или в определенной сфере деятельности;
участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях отрасли или определенной сфере деятельности в соответствии с действующим порядком;
организуют, совместно с министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики (в отрасли или определенной сфере деятельности), обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций Чеченской Республики.
5.3. Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления:
содействуют реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования и создают службы охраны труда в структуре органа самоуправления;
осуществляют координацию и методическое руководство работой служб охраны труда предприятий, организаций и учреждений муниципального образования независимо от их организационно-правовых форм;
принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваемости;
разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
содействуют организации работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда на производственных объектах;
содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
содействуют в организации обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, расположенных на территории муниципального образования;
проводят обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов отделов органа самоуправления;
доводят до сведения организаций информацию об утверждении и необходимости принятия к исполнению новых нормативных правовых документов по охране труда;
совместно с заинтересованными организациями участвуют в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда работников;
информируют общественность через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
5.4. Уровень организации.
Объектами республиканской системы управления охраной труда является предприятия всех организационно-правовых форм собственности.
В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
При отсутствии в организации службы (специалиста) по охране труда, работодатель имеет право привлекать на договорной основе организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации в этой сфере.
Специалист по охране труда должен иметь квалификацию инженера по охране труда либо высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к трудовому стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет, либо других должностях - не менее пяти лет.
Специалисты службы охраны труда имеют право в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда и предъявлять руководителям подразделений организации и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и осуществлять контроль за своевременным устранением допущенных нарушений в области охраны труда.
5.4.1. Задачи службы охраны труда организации.
Основными задачами Службы являются:
организация работы по обеспечению выполнения работниками требований законодательства об охране труда;
контроль за соблюдением работниками требований законодательства и иных нормативных правовых актов об охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации, выполнением обязательств, принятых соглашением по охране труда коллективного договора;
организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условие труда;
информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
5.4.2. Функции службы охраны труда организации.
К функциям службы охраны труда организации относятся:
учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
оказание помощи структурным подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, а также в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
организация, методическое руководство и осуществление контроля за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацией работ по охране труда;
проведение, совместно с представителями соответствующих подразделений и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
участие в работе комиссий по допуску в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения и приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части соблюдения требований охраны труда;
разработка совместно с руководителями структурных подразделений планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей для прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и получение компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
организация расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, оформление и хранение акта по форме Н-1 и других документов, относящихся к расследованию несчастных случаев на производстве;
участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
составление отчетов по условиям труда и травматизму, согласно установленным формам;
организация обучения, разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя и специалистов, участие в работе комиссии по проверке знаний по охране труда;
проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, придавшими на производственное обучение или практику;
составление, совместно с руководителями подразделений, перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, и оказание им методической помощи при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;
обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
организация совещаний по охране труда;
ведение пропаганды по вопросам охраны труда, с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин;
доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чеченской Республики об охране труда и принятых обязательств раздела охраны труда и соглашения по охране труда коллективного договора;
рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
5.4.3. Служба охраны труда организации осуществляет контроль за:
соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
исполнением принятых обязательств раздела охраны труда и соглашения по охране труда коллективного договора;
обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
соблюдением Порядка и Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве;
выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом охраны труда и соглашения по охране труда коллективного договора;
принятием своевременных мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-П) выполнением предписаний органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда на рабочих местах согласно перечню профессий и видов работ и своевременным их пересмотром;
проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов на соответствие требованиям их безопасной эксплуатации;
эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в строгом соответствии с требованиями законодательства о применении труда работников в возрасте до 18 лет и женщин.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru